среда, 30 ноября 2016 г.

arrival

Полагать, что во всех культурах у людей имеется понятие 'цели', даже если у них нет слова для ее обозначения,— это все равно что полагать, что во всех культурах у людей имеется понятие 'апельсинового варенья' ('marmalade') и, более того, что это понятие каким-то образом является более релевантным для них, нежели понятие 'сливового варенья' ('plum jam'), даже если окажете что у них есть отдельное слово, обозначающее сливовое варенье, нет отдельного слова, обозначающего апельсиновое варенье.
хороший или плохой фильм Прибытие, вопрос, может, и спорный (лично я считаю, что хороший), но определенно интересный (и самый интересный из того, что я видела в этом году). 

причем мне он был интересен даже не гипотезой Сепира-Уорфа о лингвистической относительности (структура языка влияет на мировосприятие, воззрение и когнитивные процессы), а жизнью в предопределености. когда время становится не линейным, а все события и прошлого, и будущего - лишь текст, который ты уже знаешь, даже если пишешь всего лишь первое его предложение. 

в скандинавской мифологии существует понятие активизма как отличия от фатализма. второй - просто слепое подчинение судьбе. ты НЕ знаешь, что тебя ждет, но знаешь, что тебе ничего не изменить. активизм отличается тем, что ты как раз все знаешь, ты видишь весь текст, скрипт Рагнарека, ты знаешь, что Бальдр умрет, что Фенрир проглотит солнце и убьет Одина, что Тор погибнет в битве с Йермунгандом и т.д. и никто ничего не меняет, все следуют скрипту, потому что если есть предопределеность, то нет цели, как понятия, той самой purpose, которую пытались выбить военные из Страшилы и Дровосека. 

как и Марсианин, Прибытие рисует позитивную картину будущего, что мне очень нравится. оптимистичный сценарий. хотя многие футурологи смотрят на встречу двух разноразвитых цивилизаций весьма пессимистично:
К сожалению, встреча двух неравных цивилизаций зачастую имеет катастрофические последствия для более слабой из них. К примеру, цивилизация ацтеков за тысячелетия заняла господствующее положение в Центральной Мексике. В некоторых отношениях развитие ее науки, искусства и техники соперничало с европейским. Но в производстве пороха и боевых кораблей ацтеки отстали от испанцев на несколько веков. В 1521 г. внезапное столкновение между небольшим потрепанным отрядом из 400 конкистадоров и развитой цивилизацией ацтеков закончилось трагедией. На протяжении краткого периода ацтеки, численность которых составляла миллионы, систематически истреблялись, их обращали в рабство и отправляли работать на рудники. Их сокровища разграбили, исторические реликвии уничтожили, а хлынувшие в страну миссионеры постарались стереть из их памяти остатки свидетельств великой цивилизации ацтеков. Размышляя о том, как мы могли бы отреагировать на появление гостей из космоса, можно с грустью вспомнить, как ацтеки воспринимали приехавших испанцев: «Они хватали золото, как обезьяны, у них разгорелись глаза. Несомненно, их жажда золота казалась ненасытной: они изголодались по нему, они вожделели его и набрасывались на него, как голодные свиньи. Они были полностью поглощены им, хватали его пригоршнями и забирали себе, бессвязно бормоча что-то».
В масштабе космоса неожиданные взаимодействия цивилизаций могут оказаться еще более драматическими. Поскольку мы говорим об астрономической временной шкале, вполне вероятно, что цивилизация, опередившая нас на миллион лет, сочтет нас не заслуживающими внимания. Более того, скорее всего, наша маленькая планета мало что сможет предложить этим инопланетянам: все ее природные ресурсы наверняка доступны и в других многочисленных звездных системах.
В «Звездном пути» Федерация планет сталкивается с враждебными цивилизациями, такими как клингоны и ромуланцы, однако они находятся точно на такой же стадии технического развития, как и Федерация. Возможно, это добавляет напряженности и драматизма сериалу, но вероятность такого совпадения астрономически мала. Гораздо вероятнее, что мы, исследуя галактику на космических кораблях, обнаружим цивилизации, находящиеся на совершенно других уровнях технического развития и, скорее всего, опередившие нас на миллионы лет.
М. Каку "Гиперпространство" 
лично я не совсем разделяю пессимистичный взгляд, т.к., по моему мнению, он грешит излишним антропоморфизмом. 

p.s. еще интересен автор повести "История твоей жизни" Тед Чан. он родился в 67-ом и, похоже, специализируется на редком написании малых прозаических форм и получении за них номинаций на всевозможные литературные премии. надо внести в список маст рид, по всей видимости.

Комментариев нет:

Отправить комментарий